Учение Будды

Вступивший на Путь, должен избегать двух крайностей. Каковы же они, эти две?

1. Одна — желания, стремление к наслаждению, страсти, она — низменная, недостойная, постыдная, ведет к новому рождению;
2. Другая — обращена к самоистязанию и связана с тщетностью, она — скорбная, грубая, бесполезная.

Т а т х а г а т а избежал этих крайностей и избрал срединный путь. Путь этот дает высшее знание, мудрость и прозрение, ведет к нирване.


*Т а т х а г а т а — один из эпитетов Будды — (достигший совершенства).

Прежде всего, следует познать четыре благородные истины.
1. Первая истина о страдании — существование есть страдание.
2. Вторая о возникновении страдания — жажда жизни, наслаждения и страсти.
3. Третья о прекращении страданий — избавление от жажды жизни, освобождение от страстей и желаний.
4. Четвертая — о пути преодоления жажды жизни и земных страстей. Это благородный Восьмеричный Путь.

Восьмеричный Путь:
1. Правильное Воззрение. Помыслы, направленные к истине.
2. Правильная Решимость. Высокие стремления.
3. Правильная речь.
4. Добродетельное поведение.
5. Праведный способ существования.
6. Правильные Усилия, ведущие к истине.
7. Правильная Собранность Ума. Верная память.
8. Правильное Сосредоточение. Истинное самоуглубление.


Комментарии.

Истина о Страдании.

Обычно человек под влиянием заблуждения претерпевает различные переживания и состояния сознания, пока не достигает той точки, где страдание становится столь невыносимым, сильным и выраженным что индивидуум неизбежно приходит к размышлению о причинах его возникновения. В этот момент он прослеживает в обратном порядке возникновение страдания (либо посредством своего собственного интеллектуального усилия, либо с помощью других) и начинает понимать природу страдания. Это — первый шаг в новом направлении: первый шаг к Восьмеричному Пути. Таким образом, страдание является поворотным пунктом, в котором начинается путь освобождения от круговорота заблуждений и ошибок. И с каждым шагом на этом пути нейтрализуются соответствующие факторы.

Восьмеричный Путь.
1. Правильное Воззрение (заключается в правильном понимании страдания, его причин и путей к их уничтожению).
2. Правильная Решимость (есть решимость сознания, основанная на совершенном знании предшествующего шага, поэтому она является противодействием подсознательным тенденциям, которые обусловлены неведением).
3. Правильная Речь (есть правильное формулирование мысли и ее совершенное выражение речью. Таким образом, это предполагает сознательный контроль разума).
4. Добродетельное Правильное Поведение (правильное поведение подразумевает контроль над психофизическим комплексом и органами чувств).
5. Праведный Образ Жизни (правильный образ жизни касается внешней стороны нашей жизни и подразумевает контроль наших связей и контактов с окружающим миром).
6. Правильное Усилие (есть усилие сознания, или энергия, направляемая знанием; это — противодействие эмоциональным импульсам).
7. Правильная Собранность Ума (правильная собранность разума, противопоставлена жажде и привязанности).
8. Правильное Сосредоточение (есть такое состояние совершенного сосредоточения и единения всех творческих сил, которое контролирует процесс становления, определяет перерождение и в конце-концов устраняет их вместе со всем присущим и неотделимым от них страданием).

Если проанализировать Восьмеричный Путь, то обнаружим, что в его основе лежат три принципа: Мудрость, Нравственность и Сосредоточение.

Правильное Воззрение и Правильная Решимость составляют основу Мудрости, принцип Логоса (греч. — слово, разум). Правильные Речь, Добродетельное Поведение и Праведный Образ Жизни представляют принцип Нравственности, этику. Правильное Усилие, Правильная Собранность Разума и Правильное Сосредоточение представляют принцип Сосредоточения (самадхи).

Мудрость в своей высочайшей форме есть Просветление; ее истоком является искреннее стремление к истине, беспристрастное признание законов жизни в той мере, в какой они доступны сфере обычного человеческого переживания. В такой форме она называется Правильным Воззрением или Правильным Пониманием.

В духовной позиции буддизма, понимание есть первый шаг на пути к освобождению, без него ни нравственность, ни практика сосредоточения (Тхиен) не имеют никакой ценности. Нравственность — не что иное, как практическое выражение правильного понимания. Если человек следует определенным правилам только потому, что над ним висит угроза наказания или его ожидает некое вознаграждение, то его так называемая нравственность лишена всякой этической ценности. С точки зрения буддизма нравственность — не причина, но результат нашей духовной установки. Гармония между нашими деяниями и наша внутренняя правдивость — вот истинный смысл нравственности. И именно по этой причине самадхи невозможно без Нравственности, ибо сосредоточение не может быть достигнуто без наличия внутренней гармонии. Самадхи — это гармония высшего совершенства.

Резюме:
Мудрость — гармония между нашим разумом и законами Действительности.
Нравственность — гармония между нашими Убеждениями и нашими Деяниями.
Самадхи — гармония между нашими Чувствами, нашим Знанием и нашей Волей, единство всех наших творческих сил в переживании более высокой реальности.