Линия передачи

Родословную школы Вин Чун Фат За Куен принято вести, начиная с мастера Нгуен Тэ Конга, принесшего стиль Вин Чун во Вьетнам.


Нгуен Тэ Конг

Нгуен Тэ Конг (тогда ещё Жуань Цзиюнь) приехал в Ханой в 1936 году, в возрасте 59 лет, по приглашению Ассоциации Китайских эмигрантов во Вьетнаме. В Китае остались четыре его ученика, наиболее известным из которых стал Яо Цай. Первыми учениками Цзиюня во Вьетнаме были китайцы. Плата за занятия Вин Чун была высока и позволить себе заниматься могли лишь обеспеченные люди. Позднее Жуань Цзиюнь стал обучать вьетнамцев из аристократических семейств и среднего сословия.

Как утверждают Ханойские мастера Вин Чун, Жуань Цзиюнь назвал двух учеников, добившихся полного успеха в кунгфу. Одним из них был китаец — эмигрант Чан Куок Тьен с улицы Хам Лонг, а другим — вьетнамец Чан Ван Фунг с улицы Куа Бак.

Жуань Цзиюнь всегда преподавал в закрытом помещении или во дворе, когда рядом не было посторонних. Нгуэн Тэ Конг («Реинкарнация Квай Конга», мифологического «китайского Геракла») принимал учеников в течение дня, в назначенное им время и занимался с каждым индивидуально. Мастер строго следовал семейным традициям «чистоты передачи» и не разрешал ученикам распространяться о Вин Чун.

О Нгуэн Тэ Конге ходят многочисленные слухи и легенды. Среди китайцев он был известен под прозвищем «Даопэй Цзи» («Рябой Цзи», в детстве он переболел оспой). Многих это прозвище приводило в трепет и страх. Утверждается, что Нгуэн Тэ Конг занимался охраной при перевозках опиума. В странах Юго-Восточной Азии торговля опиумом была почти легальной. В Ханое и приморском Хайфоне по сей день рассказывают как Нгуэн Тэ Конг вступил в схватку с хайфонской бандой «Черных драконов», попытавшихся отбить груз. Пустив в ход большие двойные ножи — бачжандао,- он убил многих нападавших, остальные спаслись бегством. Свидетели утверждали, что бандитов было человек пятнадцать.

В Ханое Нгуэн Тэ Конг жил, стараясь не привлекать к себе внимания. Заговорили о нем после случая на центральном рынке. В момент, когда Тэ Конг находился там, несколько рэкетиров избивали торговца, отказывавшегося платить за их «покровительство». Друзья торговца попытались выручить его, началась драка. Разгорячившиеся бандиты били всех подряд и попытались сделать то же с подвернувшимся Тэ Конгом. Поединок закончился очень быстро. Тэ Конг уложил всех нападавших и исчез с места происшествия.

Борьба с японскими оккупантами, в которой принимал участие Нгуэн Тэ Конг, также породила большое количество историй о нем. После стычек с японцами, они оставались лежать, поверженные, на земле, а легендарный Рябой Цзи уходил живым и невредимым. Предполагают, что руководитель прославившейся группы партизан — «генерал» Луонг У Тэ — никто иной как Нгуэн Тэ Конг.

Интересная история произошла в 1941 году, когда Нгуэн Тэ Конг обучал Вин Чун небольшую группу учеников. На занятия этой группы пришел посмотреть молодой аристократ Нгуэн Зюи Хай, преуспевший в занятиях по вьетнамской школе кунгфу ханьбай. Он считал себя силачом и лучшим бойцом Ханоя. На улицах его знали под прозвищем Хай «Японец» из-за напористости — как в жизни, так и в бою. Понаблюдав за медленными и плавными движениями учеников Тэ Конга, Хай Японец не поверил в эффективность подобного метода и бесцеремонно предложил мастеру Тэ Конгу померяться силой. Он спросил, сможет ли китаец противостоять удару его кулака? Тэ Конг распахнул свою куртку и, обнажив худую грудь, велел Хаю бить со всей силы трижды. Хай принял боевую стойку и изо всей силы ударил кулаком в грудь мастера. Присутствующим было видно, что как только кулак достиг цели, тело Тэ Конга слегка колыхнулось, но он остался стоять на ногах и не сделал и шагу назад. Хай Японец отлетел от собственного же удара назад и сбил шкаф, служивший алтарем. К тому же выяснилось, что он сломал руку в запястье. Случившееся заставило молодого человека пересмотреть свои взгляды на жизнь и боевые искусства. После лечения он стал учеником Нгуэн Тэ Конга.
Нгуэн Тэ Конг воплотил в жизнь принцип боевого китайского искусства, гласящий: «четырьмя лянами одолеть тысячу цзиней», что означает: «слабое усилие нейтрализует атаку». Подобного уровня мастерства достигают единицы из тысяч практикующих гунфу.

В свободное время Нгуэн Тэ Конг любил прогуливаться по улицам Ханоя. В тот период Вьетнам (Аннам), являлся колонией Франции (Французский Индокитай) и в городе можно было встретить находившихся в увольнении солдат. Заметив однажды медленно идущего по улице Тэ Конга, группа подвыпивших солдат окружила его. Иностранцы начали соревноваться в остроумии, насмехаясь над Тэ Конгом, тот же сохранял спокойствие и смотрел на них молча. Такое хладнокровие задело французов. Один из солдат схватил Тэ Конга за плечо и попытался свалить его на мостовую. Тэ Конг обычно держал руки сцепленными одна с другой и спрятанными в широких рукавах традиционного китайского халата. Не вынимая рук из рукавов, он сделал легкое движение локтем, и нападавший сам оказался на земле. Чутье подсказала обидчикам, что лучше оставить пожилого китайца в покое и не испытывать судьбу. Подняв своего товарища, они убрались восвояси. А Тэ Конг продолжил прогулку.

Старший ученик ханойской школы, Чан Ван Фунг рассказывал, что Нгуэн Тэ Конг преподавал в уникальной традиционной манере, свойственной методу Вин Чун. Сам Тэ Конг говорил, что данный метод преподавания сохранился со времен У Мэй. Суть метода заключается в правильном комбинировании индивидуального и общего подхода к занятиям с учениками. Такая манера преподавания позволила Нгуэн Тэ Конгу подготовить мастеров высокого уровня. Свой стиль Нгуэн Тэ Конг не всегда называл Вин Чун (вин сюань куэн), часто он употреблял другое название: тхеу лам фат сон, т.е. «Шаолинь из города Фошань». Современные последователи Нгуэн Тэ Конга, наследники его стиля по линии мастеров Тьена и Фунга, между собой употребляют еще одно название, также пришедшее от Тэ Конга — Фоцзя цюань (или Фат За Куен — «кулак буддийской семьи»).

В 1954 году Тэ Конг переехал со своей семьей на юг Вьетнама, в Сайгон. Там он поселился в китайском квартале Чолон и открыл магазин лекарственных трав. Как и многие знаменитые мастера Вин Чун, Нгуэн Тэ Конг был хорошим костоправом (остеопатом), имел обширные познания в медицине и физиологии. В Сайгоне Тэ Конг открыл вторую школу, где он обучал нескольких человек.
Двадцать пять лет Нгуэн Тэ Конг провел во Вьетнаме. Великий мастер Вин Чун, патриарх стиля во Вьетнаме — Жуань Цзиюнь / Нгуэн Тэ Конг ушел из жизни в 1961 году, в возрасте 84 лет. Его родственники перебрались в США.


Чан Ван Фунг

Вьетнамский мастер Чан Ван Фунг (1900-1987) начал тренироваться под руководством Нгуэн Тэ Конга в 1936 году.

В молодые годы он учился в различных школах боевых искусств у китайских и вьетнамских мастеров и к моменту встречи с Тэ Конгом был специалистом по стилям «Шон Донг Бак Фай», «Нам Са» и «Тхеулам» (Шаолинь). В кругах ханойских бойцов Чан Ван Фунг был известен под прозвищем Одноглазый Дракон.

К мастеру Нгуэн Тэ Конгу Чан Ван Фунга привел его друг Вьет Хионг. Фунг сразу признал в Тэ Конге мастера высочайшего уровня и стал у него заниматься. Много и усердно тренируясь, Чан Ван Фунг быстро совершенствовался. Учитель, оценив его трудолюбие, хороший характер и бойцовский талант, назначил Фунга старшим учеником своей школы.

Особое положение не повлияло на характер Фунга — он остался дружен со всеми, с каждым умел найти общий язык. После отъезда Нгуэн Тэ Конга в Сайгон Чан Ван Фунг остался в Ханое и с разрешения учителя открыл собственную школу Вин Чун, преподавание в которой не прекращал практически до последнего дня своей жизни. В течение нескольких десятилетий преподавания Чан Ван Фунг всегда являлся примером для учеников. Он неизменно сохранял жизнерадостность, душевную молодость и не жалея себя, служил другим. Занятия не прекращались и в период войны с США, когда Ханой подвергался массированным бомбардировкам.

К своим ученикам он относился как к родным детям, оказывал им всяческую поддержку и развивал их таланты. Мастер Фунг жил в очень тяжелое время и испытал на своем веку много несчастий. Из семерых его детей во время эпидемии оспы умерло шестеро, а уцелевшая в ходе эпидемии дочь умерла раньше своих родителей. Однако несмотря на удары судьбы Фунг не сломался, не озлобился на мир. Он стойко перенес все удары судьбы. Неизменной и постоянной опорой ему служили буддизм и Вин Чун. За свою долгую жизнь Фунг помог многим людям и воспитал много талантливых учеников, достойных продолжателей традиции.
Даже в возрасте 87 лет мастер Фунг не прекращал занятий и прордолжал выполнять с учениками упражнения в паре. На каждом из занятий он тренировал по десять молодых людей, а сила его не убывала. Никто не мог превзойти его в качественной стороне упражнений и техник.

Жизнь мастера Чан Ван Фунга закончилась в ноябре 1987 года, но ученики продолжили его дело.


Чинь Куок Динь

Однажды в городском парке Ханоя мастер Фунг обратил внимание на маленького щуплого парня болезненного вида. Парень рассказал, что работал стеклодувом и от этого неизлечимо болен силикозом легких. Врачи оставили безрезультатные попытки ему помочь. Фунг предложил парню помощь. Правда, многое зависело от самого больного.

Мастер Фунг научил молодого человека дыхательному упражнению кхи-конг (от кит. «цигун») которое нужно было выполнять как можно чаще, а кроме того, составил рецепт из различных трав и лекарственных препаратов, применяемых в восточной медицине.

От оздоровительных упражнений Чинь Куок Динь (так звали молодого человека) перешел к изучению техник Вин Чун. Одновременно он осваивал под руководством Фунга восточную медицину и Цигун.

Со временем он добился значительных успехов в Вин Чун, и о нем заговорили в кругах мастеров боевых искусств Ханоя как об искусном и ловком бойце. Несмотря на свой невысокий рост и небольшой вес (40 кг), Чинь Куок Динь, вступая в поединки с представителями других школ, неизменно выходил победителем.


Тхай Ба Сао

Однажды Чинь Куок Динь познакомился с крепким и рослым парнем по имени Тхай Ба Сао, тренировавшемся в жестком стиле кунг фу. Тхай Ба Сао был знаменит тем, что с легкостью крушил кулаками кирпичи и перебивал стопки черепицы. Но при всей своей подготовке и физической силе Тхай Ба Сао ничего не смог сделать с Динем: тот во всех действиях опережал более крупного и мощного противника, не позволяя ему вложить в удар силу.

В конце концов запыхавшийся здоровяк был повержен, а сверху на него уселся Динь. Проиграв поединок, Тхай Ба Сао вместо того чтобы рассердиться проявил живой интерес к тому искусству, благодаря которому его противник одержал верх. Чинь Куок Динь познакомил его с Чан Ван Фунгом.
Тхай Ба Сао стал изучать Вин Чун под руководством учителя. В настоящее время Тхай Ба Сао является большим специалистом по Вин Чун, обладает превосходной техникой и великолепным боевым мастерством. Он является официальным преемником стиля по линии Чан Ван Фунга и возглавляет собственную школу Вин Чун в Ханое.


До Туан

После войны с американцами учеником мастера Чан Ван Фунга стал ветеран-фронтовик До Туан.

На войне До Туан получил многочисленные ранения, но настойчиво постигая Вин Чун, не только преодолел свои недомогания но стал подлинным мастером стиля. До Туан хорошо известен в Ханое как художник, поэт и врач-иглотерапевт.

Он преподает Вин Чун более молодому поколению учеников. Во дворе его дома на берегу Красной реки установлен деревянный манекен. Там проходят занятия с учениками.


Май Ан Чау

Май Ан Чау (1959 — 2007) — известный наставник Вин Чун, уважаемый и В Ханое и в Сайгоне, начинал изучать стиль под руководством мастера Нгуен Cуан Тхи. Нгуен Cуан Тхи был учеником мастера Чан Тхык Тьена — студента Нгуен Тэ Конга. После восьми лет занятий Май Ан Чау изучил все что мог предложить ему наставник Нгуен Cуан Тхи.

Видя дальнейшее желание своего ученика совершенствоваться, Тань познакомил его с легендарным «Одноглазым Драконом» — Чан Ван Фунгом. Мастер Фунг сразу почувствовал неординарную натуру Чау и принял его в обучение. За короткий срок занятий с мастером Чан Ван Фунгом Чау серьезно продвинулся в своих достижениях. К его прекрасной технике добавилась глубинная суть Вин Чун — качественная сторона системы. Работая с манекеном, Чау мог короткими движениями кистей ломать ему «руки». А манекен, между прочим, был сделан из твердого самшита.

Однажды в гости к Чау зашел мастер шаолиньского кунг фу, знаток одной из ветвей стиля Вин Чун. Этот человек долгое время жил в Китае и был выпускником школы шаолиньского монастыря в провинции Хэнань.
Побеседовав с Май Ан Чау, гость предложил поработать вдвоем с куайтызо. Это упражнение (свободное вращение рук, при котором руки участников не теряют связи друг с другом) считается одним из высших в Вин Чун и внешне мало отличается от спарринга.

После занятия с Чау гость был озадачен своим проигрышем и необычным для него вариантом Вин Чун. Сам он придерживался более жесткого и напористого стиля, что не сработало в случае с Чау. Гость сказал, что если бы не репутация и компетентные отзывы о мастерстве Май Ан Чау он посчитал бы, что это не Вин Чун и что его водят за нос.

У мастера Май Ан Чау было много друзей по всему Вьетнаму и за его пределами. Его часто приглашали в другие школы для консультаций и совместных занятий. Существует видеофильм, снятый в 1992 году в Сайгоне, в школе мастеров Вин Чун. Все эти мастера являются последователями мастера Нам Аня, ныне проживающего и преподающего в Канаде. В этом видеофильме Май Ан Чау демонстрирует форму «тудаокуен».

Желая глубже постичь Вин Чун, Май Ан Чау изучал психоэнергетическую систему кхи-конг и много времени посвятил поискам достойного наставника в буддизме. Его учителем стал необыкновенный человек, хорошо известный далеко за пределами Вьетнама. Это буддийский монах Тхык Тхан Тын, более 30 лет проживший отшельником в горах. Достигнув просветления, монах вернулся к общению с людьми. Он поселился в пещере горы, у подножья которой раскинулось озеро. Неподалеку находится деревня. Все последователи буддизма во Вьетнаме почитают отшельника как святого. Май Ан Чау провел рядом с учителем не один месяц, практикуя буддийское созерцание «тхиен». При любой возможности он посещает наставника, приезжая из Ханоя в горы.


Нгуен Хонг Ту

Несмотря на накопленный опыт и признание других ханойских мастеров Вин Чун, Май Ан Чау не открыл большой школы. Как и его учитель, мастер Чан Ван Фунг, он проводит занятия с маленькой группой учеников во дворе своего дома, придерживаясь старой традиции — узкой, семейной передачи Вин Чун.

Май Ан Чау привел к мастеру Чан Ван Фунгу своего друга и родственника Нгуэн Хонг Ту. Так как работа отнимала большую часть времени Ту, он просил учителя подсказать, каким образом можно быстрее понять и постичь сущность кунгфу. Фунг предложил Ту выполнять одно единственное упражнение, относящееся к базе Вин Чун — «вращение на стопах» (суайчан). В течение года на занятиях у учителя, а также самостоятельно дома Нгуэн Хонг Ту выполнял это упражнение. Он добивался правильного исполнения этой очень непростой техники, которая связана не только с перемещениями, но в большей степени с быстрым «наполнением и опустошением» всего тела в ситуации боя вплотную. Время от времени Чан Ван Фунг и Май Ан Чау вносили в коррективы в практику Ту. Постепенно учитель Фунг стал уделять больше внимания младшему ученику — но не раньше, чем он убедился в серьезности и настойчивости Ту.

Нгуэн Хонг Ту выполнил первое задание учителя и перешел к другим элементам системы. — Стоило мне в ходе упражнения «вращение на стопах — перевод силы в руки» попытаться атаковать мастера Фунга, я тут же проваливался в созданную его руками «пустоту», а как только я напрягал мускулы, сдерживая его действия, то мгновенно терял равновесие в обратном направлении и отлетал назад от толчка Фунга. Так он обучал меня психическому и физическому равновесию, точному балансу силы рук, «мягкой» силе и утонченному контролю за всеми действиями. Он раскачивал меня как «куклу-неваляшку»: то влево, то вправо, то вперёд, то назад, пока я не начинал ощущать тонкую грань между этими противоположностями и не соединил их в одно целое. — Как-то раз я наблюдал за тем как Чан Ван Фунг работает с деревянным манекеном — столбом раза в два или три превосходящим его личный вес. Он наносил удары быстро и сильно, но столб не откланялся назад, несмотря на то, что у основания не был закреплен жестко. Вся сила ударов уходила внутрь столба, так что он гудел и вибрировал от ударов, которыми в поединке обычно разрушаются внутренние органы, даже если внешних повреждений на теле человека нет.


Валерий Павловский

Валерий Геннадьевич Павловский – уроженец украинского города Черкассы. Родился 8 апреля 1958 года.
Спортивные увлечения В. Павловского начались в 1968 году с занятий спортивной гимнастикой. В 1970 году начал заниматься вольной борьбой в ПСО «Авангард», под руководством тренера А. Г. Яловенко. За время занятий вольной борьбой с 1970 до 1984 года В. Павловский становится семикратным чемпионом Черкасской области, в 1975 году стал чемпионом Украины. Выполнив норматив кандидата в мастера спорта по вольной борьбе, начал параллельно занимался боксом.
С 1975 года и по 1989 год занимался боксом в ДФСО «Профсоюзы» под руководством тренера В. А. Хряпак.
В 1989 году под руководством учеников вьетнамского мастера Нгуен Хонг Ту – Юрия Гриценко и Сергея Рябцева приступил к изучению Вин Чун.
С 1990 года продолжил обучение Вин Чун непосредственно под руководством вьетнамского мастера Нгуен Хонг Ту.
В 1996 году принят в семейную школу Вин Чун Фат За Куен.
В период с 1996 по 2007 годы обучался у вьетнамского мастера Май Ан Чау (1959-2007), а также у других мастеров семейной вьетнамской школы: Нгуен Хонг Ту, До Туан, Чинь Куок Динь, Ву Ван Хонг, Ле Кин Тхань.

В 1998 г. по настоятельной рекомендации вьетнамских учителей, в целях дальнейшего самостоятельного, углубленного изучения Вин Чун Валерий Павловский начал преподавать Вин Чун Фат За Куен в Украине. В этом же году в городе Черкассы был зарегистрирован клуб «Club Siu Lam Foshan Yuen Cai-Wan Wing Chun Kuen», президентом которого является В. Г. Павловский.
После переезда в 2001 году в г. Москва В. Павловский продолжил преподавать в России.

В настоящее время несколько учеников В. Г. Павловского самостоятельно и с его разрешения преподают знания школы в городах Черкассы, Москва, Санкт-Петербург.